Корейские танцы
Несмотря на стремление вводить передовые технологии, корейцы бережно относятся к своим культурным обычаям и продолжают развивать танцевальные направления. Отличительная черта корейских танцев – во множестве сложных деталей, замысловатых па. Народные выглядят живыми и динамичными, религиозные увлекают размеренностью и плавностью, придворные впечатляют легкостью и затейливыми позициями. Особенно интересны пляски в масках, придуманные еще издавна.
Первые танцы Кореи тесно переплетены с религиозными ритуалами. Позже на них повлияли конфуцианство и буддизм. Обрядовые и религиозные пляски видоизменялись, принимая разные вариации: боевые, игровые и художественные. В период Корё танцевальными движениями стали дополнять праздники и обряды. Во времена Чосон появились придворные танцы, а затем крестьянские. Танцы Кореи многолики:
- Ритуальные (шаманские, буддийские и конфуцианские) – мягкие и завораживающие, без энергичности и динамики, насыщенные эмоциями.
- Придворные – изящные, плавные, разнообразие позиций и жестов.
- Крестьянские – энергичные, динамичные, с прыжками.
- Танцы в масках.
Ритуальные танцы
- Шаманские. Жертвоприношения дополнялись групповыми танцевальными движениями, которые постепенно приобретали определенную форму. Отражение действа сохранили первые художники, изображавшие ритуалы на могильных фресках. В I веке до н.э. церемонию умилостивления Неба дополняла танцевальная ночь. Участники преследовали главную цель – благополучие своей общины. Этот ритуал окончательно исчез из жизни народа лишь к XV ст.
Шаманские пляски «кут» на первый взгляд выглядели спонтанными, наполненными импровизацией. Каждый исполнитель, ориентируясь на ситуацию, создавал свои движения. Но у них были свои собственные правила. В основе – кружение, мягкие шаги и плавность взмахов рук. Люди верили, что так шаман соприкасается с миром духов. Он не только обращается к потусторонним силам, но и развлекает их. По мнению историков, особенности шаманских танцевальных движений лежат в основе традиционного корейского танца и создают узнаваемый стиль. Глубокое выражение эмоций, поднятые руки и выражение состояния транса – все это его особенности. Использовался аккомпанемент барабанов и колокольчиков. Параллельно исполнялись песнопения.
Во времена Корё танцы начали дополнять разные обряды. В III столетии их использовали весной для вымаливания щедрого урожая, а осенью благодарили за него. После высадки семян пели песни, пускались в пляс и пили вино. Движения были довольно просты: люди образовывали круг и направлялись за ведущим: поднимали руки, топали. Считалось, что так пробуждается милость духов.
- Буддийские. Направление пришло из Китая. Танцевальные движения были частью церемоний в храмах и носили торжественный характер. Знаменит "Танец бабочки", исполняемый двумя монахами. Используется желтая и белоснежная одежда с удлиненными рукавами и красные мантии. Благодаря ей, взмахи танцоров завораживают. Все происходит под звуки большого гонга и песнопения. Из 14 вариантов сохранилось 6, которые можно увидеть и сегодня. Также существует "Танец с цимбалами", исполняемый мужчинами и сольный "Танец с барабаном". В IX столетии буддийские танцы приобрели корейские черты, потеряв первоначальный вид. Без изменений остались лишь четыре танца.
3. Конфуцианские танцы – тоже попали в страну из Китая. Танцоры выстраивались в один ряд, исполняя медленные и церемониальные движения во дворе храма. Даже название соответствующее – "танцы в линию" (Ilmu). В основе – медленные наклоны в такт музыки. Чувственные движения связаны с принципами конфуцианской этики, прославляющей доброту и уважение к старшим. В Китае эта традиция полностью утрачена, зато в Корее и прочих государствах (Тайване, Вьетнаме и Японии) сохранилась.
Танцы в масках
Особое направление – танцы в масках животных. Корейцы верили в предков – полузверей-полулюдей, что отразилось на культуре. В древности даже названия родов связывали с какими-то животными. Во времена Корё популярность приобрел танец тигра. Хищный зверь символизировал силу, смелость и отвагу. Его почитали, и даже перед охотой ели тигриное мясо и бульон (чтобы улучшить эти качества). Изображения тигра красовались на домах ради отпугивания злых духов. По этой причине в танцах эти образы занимают особое место. Корейцы верили также, что после смерти человек становится животным. Это отображалось в погребальных обрядах: во время плясок использовалась шкура тотемного зверя и имитировались движения.
Позже при королевском дворе тоже исполнялись танцы в масках. Интересом публики пользовалось театрализованное представление "Танец Чхоёна". Он объединял обряды, просьбы о благополучии в грядущем году, надежду на богатый урожай и процветание. Участвовало большое количество музыкантов, актеров и танцоров. Постепенно танцы в масках стали зрелищем для простого люда. Они распространились в XV веке и обличали аристократов. Это находило большой отлик среди простых людей, вызывало восторг. Направление соединяло национальные обычаи и современность, отображая повседневную жизнь.
Дворцовые традиции
Во времена правления династии Чосон возникли дворцовые танцы. Их устраивали во время торжеств и праздников в честь высокопоставленных лиц. Например, коронации или приема послов. Обычно проводились для восхваления королевского рода. Дворцовые танцы Кореи отличались яркими нарядами и художественностью. Многие позаимствовали из Китая.
В период Чосон придумали около 40 танцев. Возник обычай, когда перед королем выступали юноши-танцоры, а перед королевой – кисэн. Существовал придворный этикет, который распространялся и на танцевальные па. Нельзя было улыбаться или показывать любые другие эмоции. Для исполнения выбирали наряд с длинными рукавами. Движения лаконичные: несколько шагов, поднимание ноги, обороты и мягкие взмахи рук. Они отличаются в зависимости от музыки - tangkak или hyangkak (обе достались в "наследство" от Китая). Такие танцы делились на сольные и групповые. В общих были ведущие танцоры, основные и группа поддержки. Аккомпанировали музыканты.
Не забывали и про реквизит. По предметам в руках танцоров можно было даже угадать, какой танец они исполнят - вещи являлись частью хореографии. Среди реквизита – серебряный поднос, цветок лотоса и даже лодка. Например, был корейский танец с веерами. В некоторых дополнительные предметы не использовали. К примеру, в "танце призрака", где изображали нежные чувства между двумя влюбленными.
В начале XIX столетия возник сольный "Танец соловья" (об истории наследного принца), который исполнялся на коврике из соломы с цветочными мотивами. Танцор носил длинную одежду и имитировал движения птицы во время полета. К известным также относят танцы журавля (Hangmu), пришествия Феникса, меча (Jinju), катания на лодках. К сожалению, в XX столетии в период оккупации многие были утеряны, историки ведут кропотливую работу по их восстановлению.
Народные импровизации
Самым древним видом считается корейский народный танец. Его отличие – в преобладании движений исполнителя над ритмом. Он играет на контрасте, увлекая импровизацией и свободой. В древние времена народные танцы в Корее исполнялись исключительно мужчинами и были наполнены силовыми акробатическими элементами. Раньше они начинались после завершения религиозного ритуала "кут". Считалось, что это усиливает мощь воздействия.
В основе лежит обрядовая и религиозная культура. Исторически народные танцы сложились благодаря коллективному труду, а развитие получили в период промышленного роста. Промышленность повлияла на сельскохозяйственную продукцию и, в свою очередь, на культурный уровень населения. Танцоры не только показывали привычную жизнь народа, но и критиковали современное общество. Также высмеивали аристократов и монахов, которые брали взятки. Особенность народных танцевальных движений – в энергичности, динамичности, размахиваниях руками, прыжках. Одно из отличий –импровизация. Даже в XX столетии создавались народные танцы – чангучхум и пучэчхум.
Современность и традиции
Даже во времена японского колониального господства любовь к танцам не угасала. Известными хореографами считались Чо Тхак Вон и Чхве Сын Хи. В конце 40-х в Сеуле сформировалась балетная труппа. Это был первый профессиональный коллектив Кореи (современные и профессиональные направления). Когда страну освободили, небольшая группа танцоров начала возрождать традиционную хореографию, ориентируясь на записи и личные воспоминания. Сегодня в Корее популярны клубные танцы, "проникли" и традиции других стран. Но прежние направления сохраняются.
Конфуцианские танцы «ильму» дошли почти в первозданном виде. Они по-прежнему исполняются строго по правилам. Такие танцы можно увидеть вечной и осенью в конфуцианских храмах Сеула. Буддийские церемонии также проводятся в храмах. Сохранились даже шаманские обряды, ведь в современной Корее действует несколько тысяч шаманов.
В провинции Хванхэдо можно посмотреть пляски в маске тигра. По сюжету против него выступают воины, ставят капканы. Зверь погибает, но дух остается жив. В уезде Синчхон это животное олицетворяет добрую старушку, помогающую людям. Народные танцы можно увидеть в концертных залах, где это искусство демонстрируют лучшие хореографы страны.
Самые популярные корейские танцы
Корейские танцы считаются одними из самых красивых в мире. Большая часть выступлений, которые относятся к традиционным, в основе имеют какую-то сюжетную линию. Обычно она связана с корейской жизнью. Многообразие танцевальных традиций Кореи завораживает, но есть особенно популярные танцы, которые любят и дети, и взрослые:
- Наби, "Танец бабочек" (буддийский). Самый значимый в буддизме. Медленный и спокойный, почти отсутствуют движения плечами и головой.
- С барабанами (сольный, буддийский).
- Кхаль чум (с мечами). Взмахи мечами призваны отпугивать духов.
- Тхалъчмум (в масках) – напоминает театрализованную сценку.
- С веерами. Считается, что в основе – пляски шаманов с листьями.
Танцоры используют традиционные костюмы, которые заслуживают не меньше внимания. Для выступления с веерами надевают ханбок. Верхняя часть одежды одинаковая и у мужчин, и у женщин: распашной кафтан, который завязывается при помощи банта. Нижняя часть — из брюк или юбки (в зависимости от пола). По светлому фону материала наносится узор в виде темных пятен. Хореографические композиции по-прежнему проходят в традиционных нарядах с учетом значения выступления. Шаманские движения дополнялись яркой одеждой и обилием украшений, чтобы эмоционально воздействовать на зрителей. Современные шаманы стремятся следовать образцам.
Сильный аспект повествования – одна из главных особенностей корейских танцев, которые весьма далеки от западных танцевальных канонов. Смесь буддийских и конфуцианских движений прослеживается почти во всех танцах, но самыми популярными остаются крестьянские. Они привлекательны своей импровизацией. Несмотря на новые направления, традиции не уходят в прошлое. Танцоры стремятся объединить новые стилистические подходы с традиционными движениями, поэтому корейский танец – новаторский, но при этом самобытный.