История Кореи с XV по XVIII вв.
С правлением династии Ли Сонге началась эпоха мирного развития, которая продлилась почти два века. Это время принято называть «Ранним периодом Чосон». Новый руководитель страны был уже в возрасте, но это не помешало ему активно проводить реформы. Он поменял расположение столицы и дал государству новое название – Чосон. Правитель много внимания уделил укреплению центральной власти. Одна из мер оказалась довольно кровавой – были убиты все сторонники прежней династии.
Ранний период Чосон (XV-XVI вв.)
Сладкая жизнь аристократии закончилась. Прежние титулы отменили – отныне право на них получали только ближайшие родственники правителя. Остальным пришлось довольствоваться ранговой системой. Вместо прежнего совещательного совета сформировали Верховный государственный совет, который обладал уже меньшей властью – он мог лишь давать советы. У него в подчинении находилось «Шесть палат». Каждая отвечала за определенное направление:
- дела чиновников,
- финансовых средств,
- войск,
- церемоний,
- общественных работ,
- юстиции.
За действиями министерств следили три контролирующие канцелярии. Первая могла критиковать ошибочные действия и указы короля, вторая – чиновников. Третья занималась сбором материала для официальной историографии. Перемены коснулись и армии – частные отряды распустили, а войско собирали на основе повинности. Содержание легло на плечи крестьян.
Сословия раннего Чосона
Вместо аристократов правящим сословием стали янбаны – две группы госслужащих (военные и гражданские). Большая часть владела землей, почти все могли похвастаться конфуцианским образованием. Крестьяне платили налоги и даже могли сдать экзамен, чтобы получить государственную должность. Правда, к тестированию на гражданский чин допускались исключительно дети янбанов.
Существовало еще одно сословие – чунъины, «средние люди». В эту категорию относили мелких чиновников, врачей и юристов, переводчиков и писарей. На них, как и на янбанов, не распространялась повинность. Были и другие классы, которые облагались налогами. Чтобы все платили и не уклонялись от подати, создали специальные именные таблички – «хопхэ». Это были одни из первых аналогов современных паспортов.
Наука и культура
Этот период истории Кореи особенно важный, поскольку сформировался облик государства. Он оставался неизменным до реформ XIX столетия. В XV веке были значительные достижения в культуре, из которых самым главным событием было введение корейского алфавита. При дворе служили учёные, проводившие лекции для короля и его приближенных. В стране действовала библиотека для исследователей, которая считалась лучшей в Восточной Азии. Учёные составляли энциклопедии и словари, давали советы королю. Благодаря их труду возник и корейский алфавит.
Был положен конец жертвоприношениям – магическим обрядам, которые считались залогом благополучия страны. Приветствовался конфуцианский подход к политике – следование этическим нормам. Особую роль играли ритуалы, регулирующие поведение в семье и обществе. Сегодня сохранились четыре из них:
- Ритуал совершеннолетия.
- Обряд свадьбы.
- Обряд похорон.
- Ритуал кормления духов предков.
В средние века сформировались границы Кореи (примерно такое же очертание и сегодня). Чтобы освоить земли к северу и закрепить их за Чосоном, туда переселяли крестьян и мелких чиновников. Методы применяли разные – как принуждение, так и стимулы.
Военные действия
В конце XVI века страна столкнулась с внешней угрозой. Отношения с Китаем носили вассальный характер, но он не вмешивался в политику государства. Страны менялись дарами и посольствами – взаимосвязь была дружеской. Япония обратилась к правительству Чосона с просьбой пропустить войска, чтобы напасть на Китай. Агрессивно настроенные соседи рассчитывали и на военную поддержку.
Правительство отказалось, сообщив Китаю о планах Японии. В результате японская армия вторглась в Корею – началась Имджинская война, которая продолжалась семь лет. На суше войска Чосона терпели поражение, а на море ситуация была совсем иной – эти победы воодушевляли сражаться. Вскоре подключились войска Китая, и спустя определённое время между враждующими войсками было заключено перемирие.
Новая страница: поздний Чосон (XVII-XVIII ст.)
Имджинская война поставила Корею на грань катастрофы, но используя реформы, правители сумели выровнять ситуацию. История Кореи XVII-XVIII считается периодом перехода к обществу нового времени. Страна жила мирно – ни войны, ни серьезные внутренние проблемы её не беспокоили.
Новые реформы
Одновременно происходили существенные изменения в политике, экономике, общественном мировоззрении. Особые изменения отмечались в аграрном секторе.
- Новшества коснулись высевания риса, что моментально отразилось на экономике и жизни общества. Семена заменили рассадой, которую высаживали заранее на специальных участках. Это позволило повысить всхожесть и урожайность.
- Появились сельскохозяйственные культуры – картофель и батат.
- Значительно увеличилось количество выращиваемого перца и тыквы.
- Новые растения заняли те поля, где не приживался рис. Рост урожая повлиял на количество продуктов питания, а они, в свою очередь, на рост населения.
В средние века изменилась аграрная политика государства. Слишком большое количество заброшенных земель подтолкнуло к их возвращению в «рабочее состояние». Было обещано, что земельные владения отдадут в собственность тем, кто их разработает. Кроме того, новые владельцы на три года освобождались от уплаты налогов. Это сработало – количество возделанной территории значительно увеличилось. Вторым направлением аграрной политики было изменение уплаты налогов. Ранее взималась поземельная уплата податей, а теперь стали учитывать единицы площади.
Сословия и культура позднего Чосона
В период XVII-XVIII столетий перемены коснулись сословий. Янбаны остались, но теперь не так ярко выделялись. На первый план вышли крупные землевладельцы – чичжу. Этому способствовала аграрная политика государства и рост производительности труда. Вторую позицию занимали крестьяне, которые также владели землей. Их называли чонхо. Еще были безземельные крестьяне-арендаторы. Также существовало сословие «средних людей»: писцов, счетчиков, переводчиков. Считается, что они значительно повлияли на модернизацию государства.
Все эти изменения отразились на культуре народа – она становилась всё более массовой. Популярность набирал жанр пхансори. Так называли повести, которые исполнялись нараспев под звук барабанов. Корейские народные сказания начали записывать – они получили статус литературы. Живописцы теперь изображали местные пейзажи и сцены из жизни простого люда.
Изменения коснулись каллиграфии, которая все больше приобретала национальный колорит. Появилась необычная керамика – белоснежная с синими цветами. А вот архитектура какими-то особенностями не отличалась – все силы направили на восстановление зданий, разрушенных во время Имджинской войны.
Окно в Европу
Но недовольных было достаточно. Этот период истории Кореи отмечен многочисленными крестьянскими бунтами. Накал усиливался из-за распрей между партиями. Они добивались власти по очереди и жестоко противостояли друг другу. Приходы к власти сопровождались казнями и мятежами. Правительству это надоело, и важные функции стали возлагать одновременно на представителей разных партий – межпартийная борьба уменьшилась, но не исчезла.
Ещё одним испытанием стало знакомство с европейской жизнью. Через Китай, миссионеров, моряков-европейцев в Корею приходили «весточки» из «другого мира». Местные жители познакомились с картами Европы и навигацией, европейским оружием, книгами по астрономии и католицизмом. Результатом стало появление школы реальных наук – сирхак, которая на первый план выносила факты. Новое учение отвергало религию и мистицизм.