«Я не могу в это поверить. Я никогда не ожидал увидеть эту картину в Корее», - сказал Чун Ён Мок, почетный профессор Сеульского национального университета, который считается одним из ведущих авторитетов в истории корейского искусства в отношении художника Пабло Пикассо (1881–1973).
Чун рассказал о «Резне в Корее», работе Пикассо 1951 года, которая вызывает много споров даже сегодня, когда консервативные и прогрессивные ученые и художники в Корее обсуждают ее «идеологию».
Работа также является центральным элементом «Ретроспективы Пабло Пикассо», которая проводится с начала мая в Художественном музее Хангарам Сеульского центра искусств в районе Сочо в Сеуле.
«Резня в Корее» показывает расположенных на выжженном поле боя, представлящими собой резкий контраст, обнаженных женщина с детьми в левой части картины и вооруженных молодых людей, направивших на них оружие с правой стороны.
Эта работа привела к тому, что Пикассо был назван «красным». С тех пор, как художник вступил в Коммунистическую партию в 1944 году, многие в США и других странах утверждали, что эта работа была задумана как пропаганда против вооруженных сил США.
Очевидно, что ситуация в Южной Корее, антикоммунистической стране, находящейся под влиянием США, не изменилась. С тех пор, как она была впервые показана в мае 1951 года, идея её показа в Южной Корее оставалась немыслимой - хотя Национальный музей современного искусства в Корее прилагал все усилия, чтобы показать её с 2000-х годов.
Еще в начале 1970-х простое упоминание имени Пикассо было табу в Южной Корее. Он подвергался интенсивному наблюдению со стороны Федерального бюро расследований США из-за его работ, и в результате его имя было удалено с марки масляной пастели, а изображение «Резни» было затемнено на копиях книги «Коллекция мирового искусства», привезенных из Японии.
В 1990-х годах изображения картины начали проскальзывать в художественных журналах, а к 2000-м годам она стала циркулировать в Интернете. Несмотря на это, отношение к ней оставалось настороженным.
Даже когда агентство, стоящее за последней выставкой, приняло решение показать работу, другие продолжали возражать против этого, предполагая, что эта поспешность рискует иметь серьезные последствия.
Мнения о картине резко поляризовались. Прогрессивно настроенные люди хвалили работу за выражение антивоенного послания с изображением ужасов войны, хотя некоторые также жаловались на то, что художник явно не указал, кто были преступниками, а кто жертвами.
Среди консерваторов преобладала точка зрения, что картина представляет собой «пропаганду», подчеркивая только зверства, совершенные американскими войсками, и игнорируя преступления, совершенные северокорейскими коммунистами, которые первые начали войну.
Пример этого был замечен в колонке профессора истории, опубликованной в консервативной ежедневной газете в начале этого месяца. В ней писатель осудил Пикассо за создание пропагандистской картины, основанной на ложных сообщениях о том, что американские солдаты совершили резню в Синчхоне в провинции Хванхэ.
Каким образом имидж стал причиной стольких идеологических споров? Споры раздули сомнительно обоснованные утверждения о том, что Пикассо был вдохновлен на создание картины резней в Синчхоне, предположительно совершенной американскими военными.
Большинство результатов поиска картины на сайтах порталов, таких как Naver, включают объяснения, что она была основана на Синчхонской резне. Но более пристальный взгляд показывает, что основания для этого утверждения далеко не всегда ясны.
Чун Ён Мок, исследовавший эту тему, предложил совершенно иную версию из исторических фактов, которыми он поделился во время специального круглого стола «Резня в Корее», проведенного 25 июня перед выставленными работами в галерее Сеульского центра искусств.
По словам Чуна, в отчете 1952 года о результатах расследования в Северной Корее, проведенного Международной ассоциацией юристов-демократов (IADL), говорится, что первые жертвы резни в Синчхоне были убиты 18 октября 1950 года, а еще 35000 человек были убиты в течение следующих двух месяцев до декабря.
Именно на основе этих утверждений Северная Корея использовала этот город для строительства в 1958 году Синчхонского музея американских военных злодеяний.
По мнению учёных, Пикассо начал работу над картиной примерно в сентябре 1950 года. На ее создание ушло четыре месяца.
Но первые внутренние отчеты Северной Кореи о резне датируются октябрем 1950 года, и только после того, как IADL опубликовала свой отчет в июне 1952 года, всё остальное международное сообщество узнало об этом. Исходя из этого, Чун твердо убеждён, что картина не имела никакого отношения к Синчхонской резне.
Поскольку Пикассо тогда жил во Франции и сам никогда не посещал Северную Корею, он не мог заранее узнать о резне в Синчхоне в сентябре 1950 года.
Когда мы смотрим на этот шедевр, который впервые появился в Южной Корее 70 лет спустя, в июне 2021 года, мы чувствуем, что, наконец, пришло время прояснить все недоразумения.
Но Хён Сок, штатный репортер.
Источник Hankyoreh.
Новости в Телеграм