Разработка сайта Сайт разработан true-site.pro
Войти
Регистрация

Что стоит за ростом «мягкой силы» Южной Кореи?

Andrey Piligrim,  
14 августа 2022г.  
625  

С начала 21 века южнокорейская поп-культура приобрела известность и стала основным двигателем экспорта в сфере развлечений, музыки, телевизионных драм и фильмов, укрепляя свою "мягкую силу" и культурную дипломатию в дополнение к экономическому росту.

На Netflix ряд оригинальных корейских фильмов, таких как «Игра в кальмара», «Зов ада» и «Экстраординарный адвокат Ву», стали мегахитами.

Фильм «Паразиты» получил четыре награды, в том числе премию «Оскар» за лучший фильм в прошлом году, а «Решение уйти» получил режиссерскую награду Каннского кинофестиваля в этом году.

В этом месяце музыкальное видео всемирной бойз-бэнда BTS «Boy With Luv» набрало более 1,5 миллиарда просмотров на YouTube.

Благодаря глобальной популярности корейской культуры Корея занимает первые места по множеству показателей «мягкой силы». Страна заняла 12-е место в рейтинге Global Soft Power 2022 года Brand Finance, второе место в исследовании Soft Power Survey 2020 года Monocle и 19-е место в отчете Портленда Soft Power 30 Report 2019. Термин «мягкая сила», введенный американским политологом Джозефом Наем в конце 1980-х годов, относится к «способности получать желаемые результаты за счет привлечения, а не принуждения или оплаты». Согласно Оксфордскому словарю, мягкая сила предполагает «использование экономического или культурного влияния, а не военной силы».

«Они (корейские производители контента) хорошо умеют делать контент, вызывающий всеобщую увлеченность, в утонченной и привлекательной манере», — сказал Шин Ги Вук, профессор социологии Стэнфордского университета и директор Азиатско-Тихоокеанского исследовательского центра Уолтера Х. Шоренштейна.

«На ранних стадиях Халлю [корейская волна, примечание редакции] нашла отклик преимущественно у азиатской аудитории, в том числе в Японии и Китае. Однако в своем нынешнем виде K-культура находит отклик у мировой аудитории», - сказал Шин.

«После Великой рецессии 2007–2009 годов люди во всем мире столкнулись с такими проблемами, как крайнее неравенство, кризис беженцев и гиперконкурентное общество. Корейские художники умело проанализировали эти проблемы», - сказал он, имея в виду «Паразитов» и «Игру в кальмара», которые показывают неравенство в обществе и изображают реалистичные проблемы капитализма.

Характеристики корейского контента отличаются от представления противостояния между добром и злом, распространенном в голливудских фильмах, которые лидируют на мировом рынке культурного контента.

Корейский контент отмечен темами отказа от угнетения, стойкости в трудных обстоятельствах и стремления к свободе. Они связаны с его современной историей, полной вторжений, колонизации и угнетения. Наряду с экономическим ростом, культурной зрелостью и созданием более свободной социальной среды эти темы были выражены как уникальные характеристики Корейской волны и привели к формированию глобального консенсуса, согласно отчету, написанному аналитиком Хан Сан Вуном из Eugene Investment & Securities.

Популярность K-pop отличается от популярности K-драм или фильмов.

Ядром системы, которая создала быстрый рост K-pop, центром Корейской волны, является «система айдолов». В корейской системе идолов управляющие компании отбирают стажеров и подвергают их тщательному обучению, которое включает в себя пение, танцы и актерское мастерство.

Пути айдолов систематически планируются, начиная со стадии трейни, и к тому времени, когда они дебютируют, они точно готовы для работы в индустрии развлечений.

«Исполнители K-pop - и, в частности, айдол-группы - добились успеха, удачно сочетая эмоционально резонансные песни с блестящей, идеально синхронизированной хореографией», - сказал Шин.

Эти артисты, которые с юных лет практиковались бесчисленное количество часов, способны на потрясающие групповые выступления.

«Сочетание этого элемента с музыкой привлекло внимание поклонников по всему миру. Такие групповые выступления трудно себе представить среди артистов в западных обществах, а авторитарные страны, такие как Китай или Северная Корея, способны на массовую хореографию, но только в политических целях».

Бесспорно, что «мягкая сила» Южной Кореи растет, но есть и сомнения в том, будет ли это явление устойчивым в будущем.

В тот день, когда BTS объявили о временной приостановке групповой деятельности, участники рассказали о своей борьбе внутри производственной системы K-pop, чем вынесли на поверхность застарелые проблемы индустрии.

Во время объявления группы лидер BTS RM сказал: «Проблема с K-pop и всей системой айдолов в том, что она не дает вам времени созреть (как личности)», добавив: «Если я скажу, что хочу отдохнуть, я думаю, что делаю что-то не так, потому что боюсь, что (фанаты) нас возненавидят. Участники несколько раз сказали «извините», просто чтобы сказать, что у них перерыв».

Многие айдолы также сталкиваются с жестким контролем со стороны своих компаний в виде запретов на свидания, экстремальных диет и печально известной системы долгосрочных неоплачиваемых стажировок, что вызывает побочные эффекты для их психического здоровья, такие как депрессия и панические расстройства. В результате некоторые артисты даже покончили жизнь самоубийством.

Корейская поп-культура ориентирована на практичность и коммерческие мотивы, ей не хватает глубины и глубоких идей по улучшению человеческой природы, что является сущностью культуры, сказал Ким Ву Чжан, почетный профессор факультета английского языка и литературы Корейского университета.

«Вносит ли «Корейская волна» большой вклад в развитие человеческой культуры? Нет, - сказал он.

«Они доставляют удовольствие, но сомнительно, улучшает ли это психологическую ценность, как мы видели у Франца Петера Шуберта или Вольфганга Амадея Моцарта», - сказал он. Он добавил, что культурное развитие, которое радует многих людей, важно, но это не высший уровень культуры.

«Все общества и человеческие культуры развивались материально, но в то же время без психологического развития общество не может добиться долгосрочного прогресса», - заключил он.

Шин Чжи Хе / Korea Herald.

Новости в Телеграм T.me/vsya_korea

Поделиться ссылкой:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

 

Другие сервисы

Обратная связь